Информация к новости
  • Просмотров: 1 569
  • Автор: swell
  • Дата: 24-10-2015, 16:02
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
24-10-2015, 16:02

Классный час

Категория: Учителям / Уроки

 

Здравствуйте, ребята!

Сегодняшнюю встречу я хочу начать с высказывания уважаемого во всём мире советского учёного Лихачева: «Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, дедушек и бабушек, не ценит память о них, будь это посаженный предками сад и старые вещи, которые они ценили и любили, значит он их не любит. Если человек не любит старые дома, улицы, с которыми связано его детство, значит у него нет любви к своей малой родине. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит он равнодушен к своей стране» .

Вы принесли фотографии своих бабушек, дедушек. У меня с собой тоже фотография прапрадеда. Наше появление на свет и его уход разделяют всего один год. С рассказов моей мамы это был хозяин, труженик, богатейшей щедрости и души человек. Я уверена, что и ваши родители передают вам благодарную память о своих предках.

Сегодня они в фотографиях присутствуют с нами.

Я начала с вами разговор. Мне бы хотелось, чтобы вы поддержали меня и, исходя из сказанного, определили тему нашей встречи. Попробуйте (о чём пойдёт речь…?) (дети говорят)

Я предлагаю:  «Родина, данная нам судьбой, и завещанная нам предками».

Каждый из нас по-своему ощущает это понятие, наверное, оно обогащается человеком по жизни. Давайте, вместе наполним своими чувствами это слово.

 

 

 

Мне бы тоже хотелось высказать свои предположения и чувства: Родина – для меня это взаимодействие меня с людьми и природой в самом главном периоде – становлении меня, как личности. Образ жизни, культурные и трудовые традиции, история родного края, окружающая природа исподволь, незаметно накладывают отпечатки на наш характер, чувства, поступки.

Мне хочется, чтобы мы сегодня прикоснулись сердцем к истории своих предков, живших на берегах красивейшей и богатейшей реки мира и наполнили свои сердца благодарностью за право жить.

Сегодня мы познакомимся с людьми, которые целью своей жизни поставили изучение истории своего края, создали музеи, чтобы сохранить накопленные народные традиции и знания о быте и укладе старожильческого населения.

Выступление т. Юрченко

«Слайды по музею»

Ребята! А сейчас мы немного остановим время и даже повернём его вспять. Давайте прочувствуем ту, очень далёкую жизнь наших прадедов. (в группы раздать тексты) А поможет нам в этом книга Анатолия Карнаухова «О чём шумит ангара»

Задание: прочитайте, определите тему эпизода, если есть возможность, приобщите к своему чтению экспонаты по своей  теме. Попробуйте определить их предназначение и даже дать название.

1 Усадьба (дом+хозяйство).

Дом был большой, общей площадью 90 кв.м. Куть (кухня) занимала вместе с печкой не менее 36 кв.м. В проулке  за печкой стояли деревянные бочки, ушаты, вёдра деревянные и тазы. Чугуна разных размеров стояли на деревянной лавке вдоль стенки дома. Спальня была не большая. Подушка – из лосиной шерсти, одеяло – из конопли, обтянутое тонким холстом. В основной комнате в красном углу – иконы. На полу домотканая дорожка из узких полосок, сшитых воедино. Посредине комнаты, чуть сдвинутым к стене, стояли «красна» - ткацкий станок, а рядом – две ручные и одна механическая прялки с колесом.

За лето Иван построил оба крыльца, заложил фундамент под амбары, выкопав погреб в них. Построил баню, сарай и застолбил ограду, уложив слеги высотой с полсажени. Сделал и поставил распашные ворота на ограду и во двор. Впереди предстояло строить ригу для сушки и молотьбы зерна.

В это лето набрали голубики, черники по три ведра. А брусники и того больше – шесть вёдер. Плавали дважды на остров Нижний – набрали черёмухи шесть вёдер. Грибы, особенно рыжики, гнёздами растут прямо за оградой, по сосновому бору и чаще.

Иван за весну изготовил несколько больших берёзовых туесов в которых держит ягоду. Иван шьёт из берёзовой коры хорошие плотные турсуки, заменяющие бочки, и в них держит солёную рыбу.

Какая тема просматривается в этом эпизоде?

Какие экспонаты соответствуют данной теме?

Запись на доске темы: «Усадьба».

2 Охота

Ночь прошла около костра. Наутро, застолбив, обтесав несколько сосен и елей на видном месте берега реки, он с посошком в руке двинулся в обратный путь. Шёл пятый день его путешествия. За четыре дня его добыча составила 34 белки, несколько рябчиков, тетерева, пальник, выдра и лось. Алтын был на вершине блаженства, собаки оказались хорошими. Вот только не было ещё медведя да росомахи с рысью. Но он предположил: и эти звери покорятся его собакам. А главное, он своими ногами прошёл ту тайгу, которую ему обещали отдать. Увидел её своими глазами, наметил, где примерно поставить избушки.

 

В Григорьевской тайге было много белки, лося, зайца, боровой дичи, ягод. А по кедрачам держался ещё кое-где соболь. А где птица, заяц – там и колонок, горностай, рысь, росомаха – а по речкам – выдра. Уже в то время купцы «держали нос по ветру» - не упустить бы время, и к выходу мужиков из тайги, опережая друг друга, скупали у охотников пушнину, расплачиваясь деньгами. Нередко за пушнину, мясо, рыбу выдавались золотые монеты. Купцы завозили соль, сахар, конфеты, водку, чай, промышленные товары – обувь и одежду, посуду и другую утварь. Важным товаром для крестьян были свечи для освещения жилища, топоры вилы и другой инструмент, нужный в хозяйстве.

Какая тема просматривается в этом эпизоде?

Какие экспонаты соответствуют данной теме?

Запись на доске темы: «Охота»

  1. Рыбалка.

По всему руслу ангары от устья Илима до деревни Ката имелось лишь три ямы – углубление в Ангаре. Одна из них была расположена ниже деревни Невон на 12 верст, а две другие располагались примерно у Карапчанки, эти ямы назывались Лосями.

Красная рыба-стерлядь на зимовку собиралась в углублениях в дне Ангары. Сбор рыбы заканчивали в последние дни сентября, рыба становилась как можно ближе к дну реки, ярусами друг над другом, косяками. Впереди косяка – самая крупная стерлядь. Начало косяка совпадало с верхней кромкой у ямы. С двух боков к головной стерляди, уткнувшись носиком под первый плавник от головы, становились еще стерляди слева и справа. К ним, также с двух сторон, примыкали другие стерляди и так вырастал косяк, отходя клином от головной стерляди. Таких косяков на одной яме было много, возможно, тысячи тонн этой прекрасной рыбы. И так они стояли всю зиму до весеннего ледохода, а затем по воле матушки природы, вслед за уносимым льдом, плыли вниз по Ангаре, и уже к середине июня, разбивались на пары, чтобы отметать икру и опять собраться на зимовку на родной яме.

Какая тема просматривается в этом эпизоде?

Какие экспонаты соответствуют данной теме?

Запись на доске темы: «Рыбалка».

  1. Женщина – мать – хозяйка

Анна Васильевна Карнаухова была из работящей семьи. Умная, невысокая, пышная. Глаза голубые, подкупающие, обаятельная, рассудительная женщина. Великая труженица. Она успевала везде: и детей рожать, а родила она их много, только большинство из них умерло в раннем детском выросте. Понятно, что ей особо заниматься детьми не приходилось, не хватало времени. Она подчиняясь установленным в Григорьевской семье порядкам, работала в поле, в хозяйстве, на огороде, на покосах, сеяла и жала, но что самое трудное – она наряду со всеми, и с мужем, работала в тайге: распиливала дороги, помогала строить ловушки на зверьё.

Какая тема просматривается в этом эпизоде?

Какие экспонаты соответствуют данной теме?

Запись на доске темы: «Женщина – мать – хозяйка».

 

 

5 Война.

А во дворе дома шли последние минуты прощания призванных со своими семьями, близкими и родными. Сколько их было, призванных первым потоком? Это была большая часть молодого мужского населения деревни.

Мужики входили на баржу. Более молодые разместились на её крыше, а те, что постарше, стали в носовой и кормовой её частях. Фёдор стоял в первом ряду на носу лодки. Он оставлял жену с шестью детьми. Старшему Николаю исполнилось12 лет. Последнему сыну Виктору было три месяца. Оставшиеся на берегу плакали, кто-то играл на гармошке.

Наконец прицепленные к «бечеве» четыре лошади потянули баржу от берега Ангары.

Уезжавшие махали руками. Большинство из них уезжало из деревни навсегда.

  Выступление В.П. Ступина (видео). Руководитель музея, учмтель истории высшей категории

 

к классному часу.ppt [9,65 Mb] (cкачиваний: 1)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Подтвердите что вы не робот: *