» » » Педагогическая династия Жигаловых-Черных
Информация к новости
  • Просмотров: 5 374
  • Автор: swell
  • Дата: 27-10-2015, 15:07
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
27-10-2015, 15:07

Педагогическая династия Жигаловых-Черных

Категория: Методическая копилка / Статьи

РОССИЙСКАЯ НАУЧНО-СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДЛЯ МОЛОДЕЖИ И ШКОЛЬНИКОВ:

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

 

 

 

 

 

 

Педагогическая династия Жигаловых – Черных.

 

 

Исследовательская работа на городскую

конференцию исследователей «Шаг в будущее, Юниор!» в рамках программы

 

«ШАГ В БУДУЩЕЕ»

 

 

 

Автор:     Онучина Анна Андреевна. Россия. г. Усть-Илимск МОУ «Средняя  общеобразовательная школа №8», 7 класс.

 

Руководитель: Браун Юлия Викторовна учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

Введение

 

1. Педагогическая  династия Жигаловых - Черных

 

2. Становление учительской династии и  развитие образования в стране.

 

Заключение

 

Список литературы

 

Приложения

 

Приложение 1

 

Приложение 2

 

Приложение 3

 

Приложение 4

 

 

 

Учитель! Перед именем твоим
Я преклоняю голову покорно.
И понимаю, что всем знаниям моим
Ты жизнь дал, как земля, ключам всем горным.
Твои слова впадали в душу мне,
Как зерна в вспаханное поле.
И вырастали из зерна во мне
Все знания, как злаки в поле.
И до сих пор та помощь в школе,
Оказанная мне тогда,
Как проводник через года,
По жизни, сложной и большой,
По жизни нашей непростой.

 

Введение

2010 год  был объявлен президентом Российской Федерации - годом Учителя. Год, который  посвящен людям, отдавшим  всю свою жизнь образованию других людей. Они трудились, не покладая рук, тратя все свои силы.… А хоть раз мы задумывались кто такой на самом деле учитель?

Учитель- слово, которое в странах Востока пишут с большой  буквы. Призвание, которое требует от человека всех сил и способностей без остатка. А еще говорят, что учитель-это второй родитель. Ведь именно учитель переживает вместе с нами неудачи и радуется нашим достижениям.

Быть учителем - одна из сложнейших задач, ведь один человек должен объединять в себе оратора, актера, психолога, организатора и еще много профессий. Размышляя о профессии- учитель, я ставлю себя на месте наших учителей, и вижу, насколько разными бывают ученики, как непросто заинтересовать сразу всех, удержать  внимание, донести новые знания из предмета или «новые знания из жизни… Но, несмотря на всю сложность профессии, я не встречала еще педагога, который не любил бы свою профессию. А ведь в наше время это важно, быть преданным своему любимому делу, а значит, и быть преданным своим ученикам. В моем представлении выбор профессии  педагога- это на всю жизнь. Ведь - это призвание, которое дано не многим, а только чистой души людям.

Учителя-это люди с разными судьбами. Как часто, мы ученики, задумываемся об этом? Наверное, никогда. Но, ведь есть педагоги, судьба которых заслуживает внимание не только своих учеников, но и всего российского народа. Потому что эти учителя  посвятили всю свою жизнь детям. Некоторые из них уже не в первом поколении несут это гордое звание-УЧИТЕЛЬ. И не надо долго искать их, они живут рядом с нами, работают в нашей школе….

Трудовой стаж в педагогике — 273 года! Впечатляет? Конечно, не одного человека, а целой династии учителей. В нашей школе с 2008 года работает учителем математики Смирнова (Жигалова) Инна Владиславовна - учитель в пятом поколении.Педагогический труд ее многочисленных родственников династии Жигаловых-Черных не может не вызывать уважение и благодарность. Мне хотелось больше узнать о династии и ее продолжателях, ведь за пять поколений педагоги Жигаловых - Черных внесли значительный вклад в образование, оставили свой след в школьной педагогике. Я попытаюсь нарисовать древо династии с крепким стволом и молодыми ветвями семьи Жигаловых- Черных.

Цель исследования: познакомить общественность с династией  учителей, которые отдали большую часть жизни школе, которыми школа и страна  может гордиться по праву.

 

Задачи:

1.подготовить и провести интервью с педагогом;

2.составить семейное древо учителя;

3. сравнить процесс становления учительской династии с развитием образования в стране.

4. ответить на вопрос: «Почему они все становились учителями»

Предмет исследования: учителя  и их история.

Методы исследования: сбор информации, интервью, опрос, изучение литературных источников  и их анализ.

Практическая значимость: использование материалов при проведении классных часов, составление экспозиции в школьном музее.

 

1. Педагогическая династия Жигаловых - Черных

Из интервью со Смирновой (Жигаловой) Инной Владиславовной.

Корреспондент: Инна Владиславовна здравствуйте.

И.В.: Здравствуйте!

К.: Инна Владиславовна вы  уже 5 лет работаете учителем математики, вначале в МОУ «Невонская школа №2», сейчас в нашей школе МОУ «Средняя общеобразовательная школа №8». Как получилось, что из всех профессий вы выбрали именно профессию учителя?

И.В. – Учителем я стала, видя личный пример своих родителей, бабушки и дедушки. Их успехи и достижения в педагогической профессии подтолкнули меня к выбору этой профессии. Когда я была студенткой педагогического вуза, мне стало интересно: А почему в нашей семье все становятся учителями, почему мы выбираем именно эту профессию? Я стал изучать и расспрашивать всех родственников. Как выяснилось, наши корни в педагогическую профессию уходят в далекие 20-30-е годы XX века, и я стала учителем в пятом поколении.

К.: Инна Владиславовна расскажите, кто был основателем вашей педагогической династии?

И.В. – Основателем династии был мой прадедушка  Жигалов Денис Васильевич  (отец Михаила дед отца). В 20-30-ые годы 20 века работал учителем начальной школы с. Лазарево Абанского района Красноярского края. Его сын, мой дедушка, Жигалов Михаил Денисович  1925 года рождения начинал педагогическую деятельность с  1953 года. Ветеран Великой Отечественной войны (1942 – 1952 гг. – служба в армии). 1954 – 1958 гг. – учился в Красноярском педагогическом училище имени М. Горького. 1958 – 1963 гг. – учился в Красноярском Государственном педагогическом институте на факультете биологии, географии. С 1953 по 1989 годы работал учителем географии и биологии в Лазаревской восьмилетней школе Абанского  района Красноярского края. Закончил Красноярский государственный педагогический институт.

Моя бабушка (жена Михаила Денисовича) Жигалова Антонина Трофимовна тоже работала учителем. Родилась в Кустанайской области в 1933 году. Учитель русского языка и литературы. Окончила в 1953 году Оренбургский педагогический институт. Молодым специалистом приехала работать в с. Лазарево Абанского района Красноярского края, где трудилась до 1986 года. С 1953 года по 1986 года работала директором  Лазаревской восьмилетней школы. Сейчас проживает в Полтавской области, города Кобеляки. Дополнительно окончила Красноярский государственный педагогический институт, филологический факультет. 

К.: Инна Владиславовна это ваши бабушка и дедушка по папиной линии, но, как мне известно,  у вас есть родственники учителя и по маминой линии.

И.В.: Совершенно верно. Среди маминых родственников тоже есть учителя. Мой дедушка - Черных Николай Максимович, родился в 1935 году с. Кежма Краснодарский край. Окончил Енисейский педагогический институт по специальности - учитель физики. С 1954-1958г.г. служил в армии, моряком  Балтийского флота. С 1958г. по 1973г. работал директором восьмилетней школы в с. Фролово Кежемского района Красноярского края. С 1973г. работает учителем физики в Ершовской школе Усть-Илимского района Иркутской области. С 1974г. по 1977г. работал директором  Ершовской средней школы. Член Коммунистической  партии. Умер в 1980 году.

Моя тетя  - Елена Николаевна  Козулина (Черных),1966 года рождения, дочь Черных Фаины Александровны. Окончила Иркутский Государственный университет, факультет географии в 1988 году. С 1988 года по 1996 год работала учителем географии в Кеульской средней школе Усть-Илимского района Иркутской области. В 1997 году переехала в п. Баргузин Бурятии, где долгое время работала заместителем начальника управления образования Баргузинского района. В настоящее время является начальником управления образования Баргузинского района Бурятской республики.

Мой дядя - Козулин Александр Анатольевич, 1965 года рождения, муж Елены Николаевны. Закончил ИГУ, факультет физики. С 1987 года по 1997 год работает учителем физики в Кеульской средней школе. В 1997 году переезжает в п. Боргузин республики Бурятии. В настоящее время является заместителем мэра Баргузинского района.

Моя тетя (по папиной линии) - Жигалова Татьяна Михайловна, 1954 года рождения. В 1974 году окончила Красноярский государственный технологический институт. 1974-1978 гг. – учитель биологии Лазаревской восьмилетней школы Абанского района Красноярского края. 1983 – 1990 гг. – учитель, библиотекарь школы №77 г. Красноярска. 1990 – 2005 гг. – методист – библиотекарь Кировского отдела образования  г. Красноярска

Моя двоюродная сестра (дочь Жигаловой Татьяны Михайловны) - Жигалова Лариса Владимировна, 1978 года рождения. В 1994 году окончила Красноярский педагогический университет, факультет истории. Сейчас работает учителем истории школы №77, г. Красноярска.

К.: Инна Владиславовна, а  ваши родители тоже стали учителями?

И.В.: Учителем стала только моя мама - Жигалова Лариса Николаевна,  1959 года рождения. В 1981 году окончила Красноярский Государственный педагогический институт, факультет математики. С 1981 года по 1991 год работала учителем и директором Лазаревской восьмилетней школы Абанского района Красноярского края. С 1991 года по 1999 год – учитель и заместитель директора по воспитательной работе Кеульской средней школы Усть-Илимского района Иркутской области. С 1999 года по настоящее время – учитель и заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ «Невонская СОШ №2».

К.: Инна Владиславовна,  вы с сестрой, Юлей, стали продолжателем педагогической династии Жигаловых-Черных, Мне известно, что вы стали работать в школе еще, будучи студенткой педагогического вуза.

И.В.: Да, это действительно так. В 2001 году мы с сестрой поступили в Иркутский педагогический университет на факультет математики - информатики. В 2004 году я стала работать учителем математики в «Невонской Средней общеобразовательной школе №2». Работая в этой школе, я участвовала в районном конкурсе «Учитель года-2007», где заняла первое место. С 2008 года и по сегодняшний день я работаю учителем математики в «Средней общеобразовательной школе №8», являюсь классным руководителем 6 «г» класса.

К.: А в какой школе работает ваша сестра – Юлия Владиславовна?

И.В.: После окончания института Юля работает в филиале Иркутского государственного педагогического университета на кафедре математики – информатики.

К.: Инна Владиславовна, вы являетесь педагогом в пятом поколении. Среди ваших родственников были и директора школ, заместители директоров, начальники управления образования. За всю педагогическую историю у вашей династии, наверное, немало наград?

И.В.: В нашей педагогической династии Жигаловых – Черных  трое награждены – Грамотой Министерства образования РФ: Жигалов Михаил Денисович, Жигалова Антонина Трофимовна, Черных Николай Максимович. Жигалов Михаил Денисович награжден Почетной Грамотой Министерства Просвещения СССР. Жигалова Антонина Трофимовна  - ветеран труда. Козулина Елена Николаевна – награждена значком почетного работника РФ. Жигалова Лариса Николаевна - награждена грамотой Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области.

К.: Инна Владиславовна спасибо вам за интервью. В этот особенный год – Год Учителя желаем вам удачи и успехов  в этом не легком, но очень увлекательном деле - воспитания подрастающего поколения.

Интервью с Черных (Зайцева-Суровцева) Фаиной Александровной:

К.: Фаина Александровна в 1956 году вы окончили педагогическое училище, как дальше сложилась ваша судьба?

Ф.А.: В 1956 году я закончила Торопецкое педучилище Великолунской области (ныне Калининградская и Псковская область). По окончании учебы всех студентов строго распределяли на работу. Я  попала в то небольшое количество студентов, которым можно было поступать в институт.

К.: В какой институт вы хотели поступать?

Ф.А.: Я поступала в Московский государственный институт имени Ленина, где в то время, на одно место было 15,5 поступающих.

К.: И вы поступили в этот институт?

Ф.А.: Нет, к сожалению. Средств на учебу у меня не было, и поэтому я поехала в Министерство просвещения. Так как  на литературный факультет я не прошла, меня направили в Красноярский педагогический институт поступать на географический факультет или в Читу на иностранные языки. Дали тут же подъемные; поехала в Красноярск. В дороге встретила Лезговко Аллу Федоровну- студентку из Брянска. Вместе с ней отправились в горком комсомола, где  получили путевки на север. Летели 3 часа самолетом в Кежму. В то время в трех школах района не было учителей. Нам предложили  деревню Карамышево- что находилась в глубине  тайги. Надо было 200 км  лететь до Прокопьево 3-х местным самолетом, а затем верхом на лошади. Бухгалтерия РайОНО подсказала, чтобы мы не соглашались ехать в эту глухомань. Долго уговаривал нас заведующий РайОНО. Но мы решили ехать обратно домой.

К.: И куда вы отправились?

Ф.А.: Мы поехали в Селенгенцкую начальную школу. Ехали мы очень весело, 80км машиной. Всю дорогу стоя пели песни, 9 км плыли лодкой.

К.: И кем вы там стали?

Ф.А.: Алла Федоровна-заведующая. Я – учитель начальных классов, пионервожатая в деревне, которая находилась на острове. Занятия в школе начались 13 сентября 1956 г. В школе было 60 учеников.

К.: Вы куда-нибудь ездили отдыхать с детьми?

Ф.А.: Где мы только не были с детьми. Жили весело: экскурсии, с комсомольцами ходили в походы, пели песни:

Веет свежестью ночь сибирская,

Собрались друзья у костра.

Ты навеки нам стала близкою

Величавая Ангара…

Я сердцем полюбила безбрежную Сибирь, а помогли мне в этом мои малыши.

Было здоровье, было счастье,

На все хватало сил.

Каждый день обычной жизни

Мне только радость приносил….

К.: И что было потом?

Ф.А.: В 1959 году меня перевели во Фроловскую восьмилетку.Там я вела в 5-8 классах русский язык, литературу. Здесь же вышла замуж. Мой муж - Черных Н.М.- директор школы, физик-математик. За успешную работу по обучению и воспитанию учащихся мы вместе с мужем были награждены Почетной грамотой Министерства образования просвещения РСФСР.

К.: А как же всё-таки вы попали  в Усть-Илимск?

Ф.А.: В 1973 году переводом из Кежемского района мы переехали в Ершовскую среднюю школу Усть-Илимского района. Муж - математик-физик, я – учитель русского языка, литературы.

К.: И кем вы работали?

Ф.А.: Кем здесь я только уже не работала: учителем начальных классов, воспитателем группы продленного дня, заведующей учебной части начальных классов, педагогом-организатором, социальным педагогом. Последние годы вела русский язык, литературу, математику в коррекционном классе 8 вида.

К.: Вы были только учителем?

Ф.А.: Нет. В течение многих лет я была председателем женсовета, председателем Совета ветеранов.

К.: Из нашего интервью я поняла, что вы заслуженный работник. Вас награждали грамотами?

Ф.А.: Я Ветеран педагогического труда. В течение всей работы за многолетний труд, энергичность и жизнестойкость награждалась множеством грамот от отдела Народного образования, областного отдела и обкома профсоюза.

К.: Фаина Александровна спасибо вам за интервью.

 

 

2. Становление учительской династии Жигаловых – Черных и развитие образования в стране.

Становление педагогической династии Жигаловых-Черных

Развитие образования в XX – в начале XXI века в России.

20-30 годы XX века.

 

1. Жигалов Денис Васильевич – работает учителем начальной школы.

Было введено всеобщее обязательное начальное образование. К концу 30-х годов был завершен переход к семилетнему образованию. XVIII съезд ВКП (б) поставил задачу добиться всеобщего среднего образования в городах и завершить на селе и в национальных районах всеобщее семилетнее образование.

1953 год

 

Жигалов Михаил Денисович - работает учителем географии и биологии в Лазаревской восьмилетней школе Абанского  района Красноярского края.

Жигалова Антонина Трофимовна - работает директором  Лазаревской восьмилетней школы.

Система образования, принятая в сталинские годы, обеспечила всеобщую грамотность населения – 98%, лучшую в мире естественно-научную и математическую подготовку.

1956 год

 

Черных Фаина Александровна – работает учителем начальных классов Селенгенцкой начальной школы.

В 1954 в СССР огромное число студентов. Резко расширился прием студентов в области физики, химии, биологии.

1958 год

 

Черных Николай Максимович – начинает работу директором восьмилетней школы в с. Фролово Кежемского района Красноярского края.

В декабре 1958 года был принят закон об образовании, согласно которому вместо семилетки была создана обязательная восьмилетняя политехническая школа. Введена 11-ти летка.

1974 год

 

Жигалова Татьяна Михайловна – работает учителем биологии Лазаревской восьмилетней школы Абанского района Красноярского края.

В стране развернулась подготовительная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе и на селе сооружались новые школы. Увеличивалась численность учительских кадров.

1981 год

 

Жигалова Лариса Николаевна - работает учителем и директором Лазаревской восьмилетней школы Абанского района Красноярского края.

К 1981 году система среднего специального образования осуществляла подготовку кадров для всех отраслей народного хозяйства страны (более чем 500 специальностей)

1987 год

 

Козулин Александр Анатольевич - работает учителем физики в Кеульской средней школе.

В 1984 году был принят Закон о перестройке школы. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. В 1984 г. была начата школьная реформа, вводившая 11-летний срок обучения.

1988 год

 

Козулина Елена Николаевна - работает учителем географии в Кеульской средней школе Усть-Илимского района Иркутской области.

1987 год реформа высшей школы. Ее главным направлением стала интеграция образования, науки и производства.

1994 год

 

Жигалова Лариса Владимировна – работает учителем истории школы №77, г. Красноярска.

В 1992 году введен Закон «Об Образовании»,регламентирующий формирование основных образовательных программ.

12 августа 1994 г. №940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования» была введена подготовка бакалавров и магистров

2004 год

 

Смирнова (Жигалова) Инна Владиславовна - работает учителем математики  МОУ «Невонская СОШ №2».

В 2000 - 2002 гг. был принят целый ряд документов: Федеральная программа развития образования на 2001 - 2005 гг., Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.

С 2000 года в отдельных регионах России действует эксперимент по введению Единого государственного экзамена (ЕГЭ)

2006 год

 

Жигалова Юлия Владиславовна – начинает работу в филиале Иркутского государственного педагогического университета на кафедре математики – информатики.

Начинает действовать Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 год. С 2007 года в стране действует Национальный проект «Образование».

С 2008 год – введение ЕГЭ на всей территории страны.

 

Становление педагогической династии Жигаловых – Черных происходило в  важные годы развития образования в СССР и Российской Федерации. Когда в стране происходили коренные изменения, менялась система образования, страна нуждалась в квалифицированных педагогических кадрах, людях любящих свою профессию, изменялись  взгляды общественности на роль учителя в воспитании подрастающего поколения, будущего нашей страны.

 

Заключение.

Учитель! - нестареющее слово! Свежо всегда и вечно будет ново! Пока земля кружится во Вселенной, Профессия учителя нетленна!

Династии учителей – это не что иное, как сама история нашего государства… Педагог - это человек, от порядочности, чести, убежденности которого зависит судьба других людей, вверенных ему. Идти в такую профессию можно только с сознанием того, какую ответственность берет на себя человек, сделавший этот выбор. И когда продолжателями дела своих родителей становятся их дети, мы можем быть уверены, здесь нет  случая, нет ошибки, а есть полная уверенность в своих силах и правильности выбранного пути.

Педагогическая династия Жигаловых – Черных служит примером верности избранной профессии, передачи семейной эстафеты из поколения в поколение. В общей сложности эта семья проработала в системе образования 273 года. Семья Жигаловых – Черных – семья истинных педагогов. Им свойственны высокий профессионализм, любовь к детям, стремление изучать новые достижения в области педагогики и психологии. Люди удивительной скромности, обаяния, сердечной доброты

В семейной наградной копилке  Жигаловых – Черных — ордена и медали, несколько сотен почетных грамот и благодарственных писем различного ранга: от союзных и федеральных — до региональных и муниципальных. Жигалов Михаил Денисович - награждён грамотой Министерства образования РФ. Награжден  Почетной Грамотой Министерства Просвещения СССР. Жигалова Антонина Трофимовна - ветеран труда, награждена грамотой Министерства образования РФ. Черных Николай Максимович - награждён грамотой Министерства образования РФ. Черных Фаина Александровна (Зайцева-Суровцева) - ветеран педагогического труда. В течение всей работы за многолетний труд, энергичность и жизнестойкость награждалась множеством грамот от отдела Народного образования, областного отдела и обкома профсоюза. Елена Николаевна  Козулина (Черных) - награждена значком почётного работника РФ.  Жигалова Лариса Николаевна - награждена грамотой Главного управления общего и профессионального образования Иркутской области.

Так почему они все становились учителями? – Личный пример своих родителей, бабушек, дедушек. Видя успехи своих родителей, каждое следующее поколение становилось продолжателем традиций семьи Жигаловых - Черных. Каждое  поколение своим примером показывало важность и необходимость учителя в развитии каждой личности в отдельности и целого государства.

Хочется верить, что учительская династия Жигаловых - Черных, не прервётся, верность избранной профессии будет передаваться из поколения в поколение.

 

Список литературы

1.Дмитренко В. П., Есаков В.Д., Шестаков В.А. История Отечества. 20 век. 11 класс: Учебное пособие для общеобразовательных   школ. – М.: Дрофа, 1996.

2. История России. 20 век: Материалы и документы для школьников и поступающих в вузы/В.А.Мазур, Н.Н.Баранов, Л.Я.Баранова и др.; Под ред. М.Е.Главацкого – М.: Дрофа, 1999.

3. История России. 20 век/А.Н.Боханов, М.М.Горинов, В.П.Дмитренко и др. – М.: ООО «Издательство АСТ – АТД», 1998  

4. Островский В.П., Уткин А.И. История России. 20 век. 11 класс: Учебник для общеобразовательных учебных  заведений. – 3-е издание – М.: Дрофа, 1998.

 

 

Приложение 1

Жигаловы Антонина Трофимовна и Михаил Денисович

 

Черных Николай Максимович

 

 

Приложение 2

Жигалова Татьяна Михайловна

Жигалова Лариса Владимировна

 

Приложение 3

Козулины Александр Анатольевич и Елена Николаевна,

Жигалова Лариса Николаевна (справа)

 

Жигалова Юлия Владиславовна

Смирнова (Жигалова) Инна Владиславовна

 

 

Приложение 4

Жигалова Юлия Владиславовна

пед. стаж – 4 года

 

Жигалова Инна Владиславовна

пед. стаж – 6 лет

 

Жигалова Лариса Николаевна

пед. стаж -29 лет

 

Козулина Елена Николаевна

пед. стаж -19 лет

 

Козулин Александр Анатольевич

пед. стаж -10 лет

 

Жигалов Владислав Михайлович

 

Черных  Фаина Александровна

Пед. стаж – 52 года

 

Черных Николай Максимович

Пед. стаж – 20 лет

 

Жигалова Татьяна Леонидовна

 

Жигалов С.М.

 

Жигалова Лариса Владимировна

пед. стаж -16 лет

 

Жигалова Татьяна Михайловна

пед. стаж – 36 лет

 

Жигалов Виталий Михайлович

 

Жигалова Антонина Трофимовна

пед. стаж – 44 года

 

 

Жигалов Михаил Денисович

пед. стаж – 37 лет

 

Жигалов Денис Васильевич

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Подтвердите что вы не робот: *