Информация к новости
  • Просмотров: 1 192
  • Автор: swell
  • Дата: 17-01-2016, 09:31
  • Не нравится
  • 0
  • Нравится
17-01-2016, 09:31

Эссе

Категория: К конкурсу Учитель года 2016

Эссе.docx [73,3 Kb] (cкачиваний: 2)

 

XXVII Региональный профессиональный конкурс «Учитель года 2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Смирнова Инна Владиславна,

учитель математики,

I квалификационная категория,

МБОУ «СОШ №8 имени М.И.Бусыгина»,

г. Усть-Илимск.

 Когда я вхожу в класс

Бережно беру в руки свою «Синюю птицу» – символ нашей  педагогической династии. Помню, как сжимала ладонь эту маленькую фарфоровую статуэтку,  когда я впервые входила в класс как учитель. Кажется, что миновал уже целый век.

Век – это много или мало?! Время столь быстротечно, что столетие можно сравнить с мигом, мгновением. Но, если каждый день рассматривать с точки зрения своего участия в чьих-то судьбах, то уверяю, отрезок времени, наполненный глубоким содержанием, несмотря на его быстротечность, способен  вместить в себя множество лиц, историй, судеб. 

В  нашей семье роль в судьбах других людей имеет сакральный смысл. На протяжении вот уже трех столетий из поколения в поколение передаем мы из рук в руки образ «Синей птицы», олицетворяющий особые знания, особое ремесло, особую профессию. И имя ей – Учитель, которым так гордится наша семья. Уроки доброты, человечности, уроки жизни оставили мне в наследство мои деды и прадеды.  «Понимаешь, мама, я – учитель! Видишь, я вхожу, робея, в класс. Это мне решили поручить их - 40 душ и 80 глаз…».  Слова этой песни мне знакомы с детства. Ее любят и ценят в нашей педагогической семье.

Черных Николай Максимович, учитель физики и математики, проработал 20 лет директором школы. Дети любили его и между собой уважительно называли «Черномором». Жигалов Михаил Денисович, ветеран войны, ценивший и уважающий труд, 35 лет преподавал в сельской школе географию и биологию. Моя бабушка, Жигалова Антонина Трофимовна, учитель русского языка и литературы, директор школы, 40 лет посвятила работе с детьми. Вторая бабушка, Черных Фаина Александровна, 52 года работала  учителем начальных классов. Все были отмечены высокими правительственными наградами. Таким образом, общий стаж нашей  педагогической династии, которой я горжусь, более 350 лет.

Конечно же, мой выбор профессии был очевиден с детства. Это как в эпизоде пьесы  Метерлинка «Синяя птица»: «…человек в себе самом несет свое будущее, но его свобода относительная, так как это будущее вложено в него еще с рождения». Я продолжила путь, который начали мои предки. Это был свободный и осознанный выбор! В основе его – торжественная гордость за родителей, дедов, прадедов и в то же время большая ответственность перед ними. Именно ответственность, потому что я считаю себя частью своей педагогической династии, я приняла учительскую эстафету, которой более трех веков, а значит, по праву могу пользоваться наследием и опытом, накопленным за столь длительное время моими  родными-учителями.

Генная память  для меня как педагога - это уже половина успеха. Потомственность - это подмога в выбранном пути изначально.

Я вхожу в класс, вижу глаза моих учеников, в которых, как мне кажется,  отражается весь мир.

 Жажда познавать мир  -  характерная особенность детей. Каким он будет для растущего человека: открытым,  умным, добрым или наоборот? Это во многом зависит от меня как от Учителя, Личности.

И снова я в поиске: как это грамотно сделать, какие способы, методы и формы  необходимы для этого.

Эксперимент, наблюдение, исследование – вот те «три кита»,  на которых держится моя педагогика. Освоив  эти продуктивные способы познания не только предмета Математики, но  и самой природы,  мои ученики открывают этот мир во всем его разнообразии.

Использование   мной приоритетных   для современного образования технологий таких, как информационные, проектные, игровые, проблемные   позволяют   сделать процесс воспитания творческим, интересным, продуктивным.  Дискуссия и дебаты, мастерские  и «сократовские беседы» – вот те  формы и  методы, которые  «работают» на  достижение, прежде всего, личностных результатов ребенка.

Справедливо утверждение В.А. Сухомлинского в книге «Сто советов учителю»:  «…одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок, постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что  вчера».

Вот он – младший школьник, затем –  подросток и,  наконец,  старшеклассник. На каждом этапе взросления и становления мой ученик вступает в новую социальную роль развития, ориентируется на будущее: на выбор образа жизни, профессии,   друзей.  У каждого  возраста свои ценностные ориентиры, представление о своем назначении. И опять я должна быть рядом, вместе с ним придумывать новые,  интересные  проекты, изобретения, вместе с ним расти и меняться.  Однозначно, что такое общение дает большой эффект как для растущего человека, так и для самого учителя. И этот эффект  для ребенка проявляется в   его стремлении к учению,  в желании вести диалог с окружающими людьми, чувствовать себя  нужным, услышанным. Для педагога  такое  общение – это возможность  опять меняться,  действовать.

В каждом  возрасте у человека, одухотворенного  красивой идеей, мечтой, появляется стремление выразить свою индивидуальность, неповторимость, утвердить свою самобытность.

Подарить радость, увлечь, открыть мир света, добра и радости  – вот те задачи, вернее, сверхзадачи, в которых я должна жить для того, чтобы подарить  ученику мечту о  «Синей птице».

 Пространство образовательной деятельности располагает большими возможностями для реализации учителя как Мастера. Погружаясь вместе с детьми в проектную и  исследовательскую деятельность; осваивая вместе с ними мобильное обучение, технологии 3 – D, формируя новое содержание образования, идущее от ученика, я как учитель становлюсь в чем-то «реформатором» образования.

…На уроке я  люблю наблюдать за детьми.  Казалось бы, одно изменение  в  организации урока –  методический прием или  изменение  педагогической  техники - а сколько неожиданностей, открытий!    Вот кто-то, решив верно задачу,  приходит в восторг, искренне и непосредственно демонстрируя это перед своими одноклассниками. Кто-то продолжает сосредоточенно  думать над ней, покусывая карандаш. Всех надо удержать в поле зрения: каждому  подарить хотя бы одно движение души для того, чтобы ребенок почувствовал себя счастливым человеком.  «Счастье – в познании многогранности этого мира. Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое…Путь к пониманию важных истин опасный и сложный; главное – ответственность за счастье других» - как тут не согласиться с главной идеей пьесы «Синяя птица».

Да, как это ни парадоксально звучит, но расти и совершенствоваться, как  учитель помогают мне мои ученики. Это их пытливые умы, любопытство, вера в чудо «заставляют» меня вновь и вновь   преобразовывать учительские будни, превращая школьную жизнь в водоворот эмоций и разума. Понимаю, что  их ребячьими инициативами:  идеями, поисками,  исследованиями, готовностью к переменам, - наполняется содержание моей деятельности.

Постороннему взгляду, к великому сожалению, видится лишь малая часть того, что делает учитель. Часто действительность «диктует» ему свои законы, связывая стереотипами. Но приходит время, и учитель – творческая личность, (к коим и я себя отношу) осознает, что хочется совершенно иного, чего-то особенного.… Значит, мне далеко не безразлично, как будет обновляться моя деятельность, я – в ней, как будет меняться мой ученик.

 Главное, как говорил Л.Н. Толстой, чтобы свеча горела. Свеча души, ума и сердца.

И если это происходит, то я понимаю, что  нужна ученику.  И  мое стремление быть современным учителем, мои мечты о том, чтобы суметь достойно пронести свет педагогической династии моих родителей, обязательно осуществятся.

…Завтра  - новый школьный день.  Я уверена, что меня ждут дети.  Вновь бережно беру в руки «Синюю птицу»…

 

 

 

 

 

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Добавление комментария

Имя:*
E-Mail:
Комментарий:
Подтвердите что вы не робот: *